Часть 2 |
Царь Соломон | Часть 3 |
- Человеку много еще надо создать в себе, чтобы все миры совершенствовались. Наша душа влияет на них, - так говорил Соломон. – Если мы испорчены, то и миры испорчены.
Адам – человек – должен был стать совершенным, но, поскольку Ева – жизнь, дающая жизнь, – получила от змея нечистоту, то Каин, родившийся первым после изгнания из рая, приобрел эту нечистоту и восстал на брата своего Авеля, и убил его. С тех пор душа человека упала в низшие миры и теперь должна пройти путь исправления. - Да, - задумчиво произнес Хирам, - так смерть пришла к человеку. А раз мы смертны, значит, мы не совершенны. - Позволь спросить тебя, - смиренно начал Соломон, и, увидев утверждающий кивок, продолжил, - ты – великий царь, мудрый человек. Ты веришь в Единого Бога, Создателя Вселенной. Тогда почему весь твой народ верит во множество богов языческих, а иногда творит и страшное приношение – человеческое. - Я много думал об этом, Соломон, но не решаюсь навязать народу столь сложную веру. Единобожие и соблюдение множества правил взаимоотношений между Богом и людьми, между властью и людьми, людей между собой - все проще объяснить множеством богов и их волей, а вот предоставить человеку остаться наедине с Единым Богом и своей совестью… Мало кто это выдержит. - Но ведь мой народ живет этой верой! - Моисей 40 лет водил их по пустыне, не давал соприкасаться ни с каким другим народом, ни с какими благами городов и селений. Только ты, пустыня и Бог. Они уверовали, потому что узрели Бога без посредников. Но ведь и Моисей применял силу! - Ты хочешь сказать, что мой народ обречен на одиночество веры в Единого Всесильного? - Я хочу сказать, что избранность - тяжелая ноша. - Уверен, что все народы поймут Истину. - Может быть, но не скоро. Много еще говорило они. Три дня и три ночи провел Соломон у царя Хирама. Цари расстались довольные друг другом, и пообещали помогать как в строительстве храма Господня в Иерусалиме, так и в плаваниях по морям, закрепив слова свои великим договором. Царь Хирам послал Соломону корабли и рабов, знающих море, и отправились они со слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота и привезли царю Соломону. Троя воевала. Греки не были соперниками Израилю и Тиру. С Египтом царь Соломон заключил мирный договор, и женился на дочери фараона. Ничто не мешало процветанию царства Израильского. Соломон осмелился сделать то, что могло означать только новый поворот во внешней политике страны, – заключить союз с Египтом. Страна на берегах Нила по-прежнему оставалась воплощением порядка, примером строительного искусства и прекрасной военной организации. Для Соломона оказалось не так-то просто преодолеть враждебное отношение к Египту со стороны придворных и всего народа. Еще свежи были в памяти рабство в Египте и великое бегство от рабства. Большое дипломатическое искусство потребовалось юному царю, чтобы склонить к союзу египетского фараона. Соломону пришлось проявить все свое умение убеждать людей. Из-за внутренних проблем Египет не предпринимал активных действий и не искал никаких внешних контактов. Правда, союз с Израилем давал Египту и определенную выгоду - он предполагал заключение соглашений, облегчавших провоз товаров из Финикии в Египет. Соломон и все его приближенные стремились покупать египетских лошадей и вооружение. Фараон не смог противиться установлению дружеских отношений быстро растущим и процветающим Израилем. Поборов свое высокомерие, он принял предложение о союзе. И еще одно обстоятельство сыграло роль в налаживании связей с израильтянами. Поскольку ливийцы пытались захватить власть, создавая напряженность внутри Египетского царства, любая поддержка извне или даже ее возможность усиливала позиции фараона. Прочность соглашений была закреплена женитьбой Соломона на дочери фараона, ставшей его главной женой. Подобные отступления от еврейской традиции оказались возможными только потому, что Соломон был личностью сильной и яркой. Народ верил ему и любит своего царя. Пришлось вводить новый закон в Египте. Египетским женщинам запрещалось выходить замуж за иностранцев. Но во имя всеобщей выгоды фараон и царь Соломон пренебрегли обычаями. Вернувшись в Иерусалим, царь Соломон начал строительство Храма Господня и своего дворца, где бы он достойно мог принять царей и послов со всего мира. Дворец свой он построил быстро. Украшен был дворец богато кедрами ливанскими и золотыми украшениями, но был невелик. Главное богатство заключалось в хитроумном и богато украшенном троне, механизм которого придумал сам царь. На ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения всех животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На вершине трона велел царь изобразить голубя с голубятником в когтях, что говорило о владычество Израиля над покоренными народами. Там же укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Над подсвечником - золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша. 24 виноградные лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Все животные протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, приступал к разбору дела, колёса начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями. Не было человека, который, увидев трон Соломона и прекрасного царя, восседавшего на нем, не восхитился бы и не покорился мудрости его. Соломон был очень доволен. Всю свою ученость он вложил в сложный механизм трона, а красота трона радовала его сердце. Одно только унижало мудрость царя – неумеренная любовь к женщинам. Тысячи наложниц было у него, и пять жен, взятых от царей соседних стран. И ни одной не отказывал он в любви. Соломон женился на дочери египетского фараона и получил покорённый фараоном израильский город Гезер в приданное. Это было ещё до постройки Храма, в начале царствования Соломона. Утонченная, изящная, всегда спокойная и умная Хапсут была первой женой Соломона. С ней он был весел и счастлив. Она была прирожденной царицей, принимала его таким, каким он был, и разделяла его заботы. Союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, был закреплен женитьбой на его сестре, Шамот, мудрой и сильной женщине. Царь уважал ее, но не любил. Для сближения с соседними народами, царь также взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок, а наложницам его не было числа. Все они доставляли ему удовольствие. Он любил кожу женщины, какого бы цвета она ни была; он любил запах женщины, какой бы оттенок он не имел; он любил глаза женщины, когда они светились и сияли. И женщины любили его. Одна слабость была у Соломона – он разрешил своим женам возводить в Израиле храмы, посвященные их богам… Синедрион был недоволен. Недовольны были и многие пророки и люди, верные Богу Израиля. Соломон разрешил построить на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, а чуть дальше храм египетской богини Изиды. - Вот ты строишь храм Господу, Творцу всей вселенной, а разрешаешь иноплеменникам возводить свои капища, - возмущались священники. Но Соломон только смеялся в ответ: - Многие народы живут среди нас. Пусть они молятся своим богам. Истинный Бог, Господь Израиля, Создатель Вселенной все равно возвысится над ними. Цари всех народов искали дружбы с Соломоном. Они приносили богатые дары: золото, серебро, прекрасные одеяния, богато украшенное оружие, великолепных лошадей, мулов. Богатство Соломона было так велико, что он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам, и радовался Израиль. А ещё царь Соломон любил лошадей. Он ввёл конницу и колесницы в свою армию, множество красивых и сильных лошадей было в его конюшнях. Нередко сам царь скакал по дорогам Иудеи на любимом коне вороной масти, подставляя лицо ветру и солнцу. Еще великий царь постоянно следил за строительством храма. День и ночь десять тысяч мастеров, присланных царем Хирамом, трудились над возведением конструкции, и еще тридцать тысяч из 10 колен израилевых занимались отделкой Храма. Еще 150 тысяч ханаанеев заняты были на тяжелых работах. 3300 надсмотрщиком следили за работами. Медленно, но упорно шла работа. Храм должен был отразить все величие Господне. Строили его на горе Мориа, где лежал камень, на котором Авраам должен был принести в жертву сына своего единственного – Исаака. По замыслу Творца, - гласит священная книга, - именно несовершенное существо – человек – должен привести мир к совершенству. Но лишь единицы могут воплотить замысел Творца. Чтобы испытать Авраама, одного из избранных Им, Творец повелел ему принести в жертву единственного сына своего, Исаака, и, лишь убедившись в покорности Авраама, отменил Всевышний свой указ. Бог обещал ему, что будущее потомство станет избранным народом, несущим в себе задачи и имя Творца. И вот теперь, после 2500 тысяч лет испытаний, царь Соломон, потомок Авраама, строил Дом Господа. Работа была завершена в месяце бул на одиннадцатый год царствования Соломона. Празднование освящения Храма проходило в присутствии старейшин Израиля, глав колен и родов Израилевых, и длилось 14 дней. Весь народ пел, плясал и плакал от счастья. Трубили в шафар и читали молитвы. В эти дни были умерщвлены 22 тысячи волов и 120 тысяч овец.. Ковчег Завета был торжественно принесен с горы Сион и установлен в Святая Святых, два золотых херувима осеняли крылами своими Ковчег Завета. Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта. Вся отделка храма блистала золотом, серебром и драгоценностями. Соломон вознес молитву перед своим народом. Облаченный в лучшие шелковые белоснежные и пурпурные одежды, стоял царь Соломон перед величественным Храмом и плакал. И сказал Соломон народу своему: - На горе Мориа Всевышний сотворил первого человека – Адама. На этой горе Всевышний назначил, а затем отменил жертвоприношение Исаака. Здесь отец мой, царь Давид пел свои песни Господу, Творцу вселенной. И вот я воздвиг здесь Храм, чтобы Божественное Присутствие обитало здесь во всей Своей полноте. Отныне гора эта будет называться Храмовой горой. Иерусалим, город Господень – свет всему миру. А кто свет для Иерусалима? – Сам Господь. Так говорил Соломон и плакал от счастья. - Призри на молитву раба твоего, - взывал Соломон к Господу, - и на прошение его, Господи, Боже мой! Услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится перед Тобою. Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем. Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Израиля; услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй! И когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных инструментов, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом Господень наполнило облако, слава Господня наполнила дом Божий. И вот второй раз Бог явился Соломону во сне по окончании строительства Храма и освящении его , и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Так Господь возлюбил Соломона, что предупреждал его о будущем. От всей души молился Соломон в Храме после этого сна. Много было радости ему и много печали, ибо Господь дал ему беспредельное счастье общения с Ним, и печаль знания будущего. За помощь, оказанную ему в строительстве Храма Господня, подарил Соломон Хираму, царю тиру земли и прибрежные города Ханаанские, чтобы могли корабли финикийцев беспрепятственно плавать по морю и заходить в любой порт. Не было уже великой Трои, греки направляли суда свои в порт эвксинский, Израиль и Финикия господствовали теперь на море Черном и Средиземном. Длина Иерусалимского храма составляла около 35 м, ширина - около 10 м. С трех сторон (за исключением восточной) Храм был опоясан примыкавшей к нему трехэтажной галереей, высота которой составляла 7,5 м. Каждый этаж здания делился на 30 комнат, в которых хранилась храмовая утварь и казна. Двор занимал большую площадь, он служил местом, где народ возносил молитвы, приносил жертвы и вопрошал Бога и где в праздники происходили сопровождавшиеся музыкой торжественные процессии. Народ собирался в Храме в дни новолуния, в субботу и в праздники. Храм был высок. Крыша не опиралась на колонны в центре зала. Улам, предназначенный отделять святое от светского, был 10 м шириной и 5 м длиной. Вход в улам был с широкой стороны; к входу вели ступени, а с двух сторон от входа стояли прямоугольные колонны. Двустворчатая кипарисовая дверь шириной в 5 м вела из притвора в святилище. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Святилище, где велось богослужение, было самым большим помещением храма и по размерам не уступал большим храмам Египта и Тира. В верхней части стен были окна. Из Святилища дверь из оливкового дерева вела в квадратный в плане Святая святых. Приподнятый пол служил платформой, на которой помещался Ковчег завета. Над Ковчегом находились два херувима из оливкового дерева; высота фигур достигала 5 м, а размах крыльев, простиравшихся над ковчегом, – 10 м. В Святая святых не было окон. Двир стоял на скалистом выступе - `Камень основания`, который с древнейших времен считался наиболее священной частью Храмовой горы. От него началось Сотворение мира, на нем хотел Авраам принести в жертву своего единственного сына – Исаака, и был остановлен Господом. Перед входом в двир стоял небольшой квадратный алтарь из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама. Большой бронзовый главный алтарь находился во дворе храма перед входом в улам; этот алтарь служил для храмовых жертвоприношений. Всякий, кто видел этот прекрасный храм, сверкающий золотом, мрамором и отделанный благородным деревом, восхищался им. |